Межведомственный проект «Культура для школьников». «Спасение памятников в блокадном Ленинграде»

Санкт-Петербург- это один из красивейших городов мира. Величественный облик архитектурных ансамблей, строгие прямые улицы, просторные площади, парки, реки и многочисленные каналы, архитектурно оформленные набережные и мосты, узорчатые ограды, выдающиеся памятники архитектуры и монументальной скульптуры придают городу уникальный характер. Но как горожане смогли сберечь эту красоту в годы войны, как сохранили памятники, скульптуры, дворцы и храмы? Именно по этой теме: «Спасение памятников в блокадном Ленинграде» состоялась беседа со школьниками среднего звена, в рамках Межведомственного проекта «Культура для школьников». Ребята узнали, что в дни блокады Ленинграда, тысячи людей были мобилизованы, для спасения исторических и архитектурных монументов города на Неве. Существовало 3 группы защиты архитектурных монументов города: — памятники, зарытые в землю. Статуи просто снимали с постамента, зарывали в землю и замаскировывали дерном, отметив места на плане. — памятники, укрытые мешками с песком и деревянно-песочными конструкциями. Отдельным пунктом маскировки стали крупные монументы, которые в силу их размеров и тяжести было затруднительно не то что эвакуировать, но даже снять с пьедестала. Памятники обкладывали мешками с песком и зашивали досками. — замаскированные памятники. К объектам повышенной сложности были отнесены шпили и купола соборов, которые могли служить ориентирами для вражеской авиации и артиллерии. Самым распространённым средством укрытия каких-либо важных объектов являются так называемые маскировочные сети с нашитыми на них кусками ткани, раскрашенными под цвет растительности. Подразделение альпинистов, закрашивали маскировочной краской золото куполов и соборов, а шпили укутывали парусиной. Лишь в июне-августе 1944 году, спустя полгода после окончательной снятия Блокады закопанные памятники были возвращены на свои исторические постаменты, а со шпилей и крупных скульптур были сняты защитные покровы.